Как победить износ теплосетей

25 ноября 2019
|
Публикации в СМИ

Доставшееся компании «Т Плюс» советское наследие в виде крайне изношенных теплосетей невозможно модернизировать за один-два года, но теплоэнергетики вкладывают максимум организационных и финансовых ресурсов для коренного исправления ситуации, рассказал на примере Екатеринбурга главный инженер по тепловым сетям Свердловского филиала «Т Плюс» Андрей Шмельков.

— Перед началом каждого отопительного сезона руководители Свердловского филиала «Т Плюс» и ЕТК традиционно проводят встречу с журналистами, на которой рассказывают о проведенной подготовке к ОЗП, о сделанных ремонтах и реконструкциях сетей. Говорится о снижении аварийности на трубопроводах. Тем не менее в Екатеринбурге нередки случаи отключения в домах отопления и горячего водоснабжения, поток жалоб потребителей на этот счет не уменьшается. Почему при миллиардных вложениях теплоэнергетики не могут решить эту проблему?

— Даже при миллиардных вложениях проблема не решается мгновенно. Износ сетей в Екатеринбурге и городах Свердловской области в зоне ответственности Свердловского филиала «Т Плюс» достаточно высок, в среднем свыше 70%. Только в Екатеринбурге протяженность квартальных и магистральных сетей порядка трех тысяч километров. Плюс оборудование генерации и теплосетевого комплекса — девять крупных теплоисточников, более 40 локальных котельных, 11 насосных, более 400 центральных теплопунктов. Представляете, какой объем оборудования эксплуатируется только в Екатеринбурге? Необходимо поддерживать его в надлежащем состоянии, обновлять, модернизировать. Ясно, что, независимо от объема вложений, выполнить разом такой объем работ нереально. Последние несколько лет за период летней ремонтной кампании мы полностью меняем свыше 60 км труб в Екатеринбурге, проводим капитальные ремонты и модернизацию оборудования. Завершаем проект перевода центральных тепловых пунктов на автоматику. Но на этом не остановились: автоматизация ЦТП — это лишь часть масштабного проекта, электронной системы «Умный город». Одним из ее элементов станет программный продукт Termis, который компания «Т Плюс» сейчас внедряет в Свердловском филиале в Екатеринбурге. Это автоматизированная измерительная система технологического и коммерческого учета, которая в итоге позволит нам осуществлять расчет гидравлических режимов онлайн, то есть создать динамическую электронную модель системы теплоснабжения. При получении эффектов от реализации данного проекта «Т Плюс» будет внедрять данный проект на других территориях присутствия, в других филиалах.

— Какие конкретные меры нужно предпринять, чтобы минимизировать число аварий на теплосетях? Сколько на это требуется инвестиций, времени, километров замененных труб?

— Как я уже сказал, проблема решается не мгновенно, но мы над этим усиленно работаем. Для улучшения ситуации в Екатеринбурге необходимо менять около ста километров. Больше заменить проблематично: сколько ни вкладывай, есть определенный предел, за которым город превращается в пешеходную зону и место возникновения транспортного коллапса. Мы прилагаем все усилия, чтобы переломить ситуацию в сторону серьезного снижения аварийности. В отопительный период, в процессе текущей эксплуатации, мы регулярно проводим профилактические осмотры, мониторинг оборудования и теплотрасс, выявляем слабые места и оперативно устраняем повреждения. При устранении повреждений, по возможности, мы ведем замену участков от «хорошей до хорошей» трубы, не заплату ставим, а меняем большой отрезок — 15 — 30 метров. По-другому износ не победить. Если не снижать темпов, ситуация улучшится уже через несколько лет.

— Теплоэнергетики активно взаимодействуют с управляющими компаниями в части взимания платы с потребителей за тепло и горячую воду. А насколько тесно вы сотрудничаете с «управляшками» по таким важным вопросам, как оперативное информирование потребителей о графиках подачи энергоресурсов, проведение разъяснений потребителям о тех или иных действиях теплоэнергетиков? В чем сложность такого взаимодействия? Вы ведь партнеры, вместе выполняющие важную работу.

— Вы совершенно правы: обеспечение потребителей теплом и горячей водой — процесс взаимосвязанный. Энергетики и коммунальщики должны работать вместе, поддерживая друг друга. Алгоритм взаимодействия давно выработан и предусмотрен действующим законодательством. В случае выполнения работ на внешних сетях, находящихся в эксплуатационной ответственности теплосетевых компаний, наш агент по работе с потребителями «Энергосбыт Плюс» в обязательном порядке направляет управляющим компаниям (ТСЖ, РЭМПам и т.п.) уведомления о сроках начала и окончания восстановительных работ. УК должны в свою очередь информировать жителей: вывесить объявления на подъездах, разместить на сайте, дать пояснения по телефону. Если жители жалуются на ненадлежащее качество услуги — температуру или качество воды, недостаточно горячие батареи, это тоже зона ответственности УК. Ресурсники не работают с физическими лицами, и, если заявки от УК не поступает, невозможно решить проблему.

То же самое относится и к процессу пуска тепла. Энергетики должны обеспечить подачу теплоносителя в установленные сроки, а управляющие компании подготовить внутридомовые системы, промыть, продезинфицировать, «стравить» воздух и вовремя открыть задвижки, обеспечив подачу ресурсов в помещения конкретного дома.

Эксперт - Урал