Тепло любит счет

24 мая 2018
|
Новости теплоснабжения

 

24.05.2018 Российская газета. Экономика УрФО. Людмила Лескова

У сбытовых компаний появились новые способы воздействия на хронических должников

Просроченная задолженность свердловских потребителей энергоресурсов превысила семь миллиардов рублей. Для сравнения: на строительство нового парогазового блока мощностью 115 киловатт на Свердловской ТЭЦ предполагается потратить значительно меньшую сумму - 4,5-5 миллиардов. Однако в Свердловском филиале «ЭнергосбыТ Плюс» рассчитывают повысить эффективность взыскания средств за счет использования новых механизмов работы с должниками.

По словам директора филиала Георгия Козлова, в 2017 году уровень собираемости платежей за энергоресурсы приблизился к 97 процентам. Ожидается, что осенью 2018-го он поднимется с нынешних 85 процентов до тех же значений: с приближением отопительного сезона платежная дисциплина традиционно повышается. У этого процесса есть свои причины. Уже не первый год при подготовке к зиме энергетики контролируют не только техническую, но и финансовую готовность потребителей: если таковой нет, тепло подается в последнюю очередь. А если уровень неплатежа достиг критической отметки прямо в течение отопительного сезона, задвижка на тепловой трубе перекрывается - вплоть до погашения долга. В неофициальном рейтинге действенности «взыскательных» мер эта стоит на первом месте.

Впрочем к разным категориям потребителей - свой подход. Социальные объекты или многоквартирные дома от «задвижки» защищает закон, поэтому самый действенный метод здесь - переход на прямые договоры с потребителями, который стал возможен с прошлого года. При этом из схемы расчетов исключаются недобросовестные исполнители коммунальных услуг - ТСЖ и управляющие компании. Именно они, как правило, имеют большую задолженность.

Один из свежих примеров: в начале мая «ЭнергосбыТ Плюс» в одностороннем порядке расторг договор теплоснабжения и поставки горячей воды с одной из управляющих компаний Верхней Пышмы. С 2015 года та недоплатила за горячую воду и тепло 31 миллион рублей. Жители 15 многоквартирных домов уже получили новые квитанции, в которые, кроме электроэнергии, включены услуги горячего водоснабжения и отопления. При этом УК продолжает со-3 держать жилье и начислять плату за иные коммунальные услуги, например за газ и вывоз мусора. Но «ресурсные» деньги потекут мимо - напрямую поставщику.

- Собираемость по договорам с населением в среднем на 10-15 процентов выше, чем с управляющими компаниями, - отмечает Георгий Козлов. - Нынешним летом мы начнем расторгать договоры с рядом УК в Нижней Туре. Это позволит поднять уровень расчетов с нынешних 45-50 процентов до 70. А подключив механизм претензионно-исковой работы в отношении должников, мы доведем показатель до 90 процентов и выше.

Однако перед сбытовиками не стоит задачи избавиться от всех управляющих компаний поголовно в цепочке расчетов с населением. Как отмечает председатель правления ПАО «Т Плюс» Денис Паслер, использовать возможность перехода на прямые договоры с потребителями предполагается избирательно.

- У нас есть понимание, при каком проценте собираемости стоит запускать этот механизм, - подчеркнул он. - Он позволяет быстро стабилизировать ситуацию с собираемостью средств. Но, если управляющая компания расплачивается своевременно, вмешиваться в процесс мы не будем.

Закон дает сбытовикам право переходить на прямые расчеты с населением при накоплении задолженности в течение двух месяцев, однако на практике в среднем критическая «глубина» долга составляет три-четыре месяца, иногда и больше, учитывается также абсолютная величина дебиторки. При таком переходе все добросовестные участники взаимоотношений остаются в выигрыше, подчеркивают в сбытовой компании. Так, население точно знает, кому именно и за что платит, ресурсоснабжающая организация получает совершенно прозрачный и предсказуемый финансовый поток, а управляющая компания избавляется от бремени ответственности за расчеты и дополнительных расходов, связанных с организацией сбора средств: содержанием биллинговых продуктов, выпуском квитанций и так далее.

Сегодня в Екатеринбурге на прямых расчетах за тепло находятся клиенты 50 управляющих компаний, это уже около 70 тысяч человек. По всей области цифра перевалила за 100 тысяч и в перспективе будет плавно увеличиваться. Причем, даже если придется наращивать темпы заключения таких договоров быстро, в сбытовой компании обещают справиться, ведь подобный опыт есть: за электроэнергию ей традиционно платит более миллиона человек.

Кстати, с прошлого года на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями переводятся предприниматели, располагающиеся в нежилых помещениях в многоквартирных домах. Раньше они в обязательном порядке вели расчеты с управляющими компаниями. Таким образом, у сбытовиков только в Екатеринбурге появилось около 7,5 тысячи новых абонентов этой категории - почти в два раза больше, чем несколькими годами ранее. Завершиться этот процесс должен к осени, однако его тормозит тот факт, что по закону договоры на ресурсоснабжение заключаются не только с собственниками помещений, но и с их арендаторами, а те, как известно, меняются довольно часто.

- Соответственно, механизмов взыскания долга со старого арендатора, кроме как через суд, у нас нет. А это не самый быстрый способ, - отмечают в компании.

Переход на прямые расчеты - не единственное новшество в сфере взыскания задолженности за энергоресурсы. «Большим подспорьем» сбытовики называют появившуюся недавно возможность накладывать обеспечительные меры на деньги должников в процессе судебных разбирательств.

- Суд накладывает арест на средства, находящиеся на расчетном счете должника, - поясняет Георгий Козлов. - Это помогает в ситуациях, когда мы доказываем, что у потребителя есть долг перед нами, и средства с расчетных счетов надо списывать, а по факту брать уже нечего: пока суд да дело, их успели вывести.

- Все те деньги, что задолжали нам потребители, - это потенциал наших инвестиций в повышение надежности энергосистемы и качества наших услуг, поэтому для взыскания долгов все законные средства хороши, - подчеркивает Денис Паслер. -Например, привлечение коллекторских агентств, которые сегодня работают в правовом поле. В некоторых регионах, скажем во Владимирской области, уже есть позитивный опыт сотрудничества с ними. При необходимости мы будем его распространять на другие регионы.

По словам Георгия Козлова, свердловский филиал знакомится с опытом коллег. Но на Урале посчитали: коллекторские агентства не делают ничего такого, чего сбытовая компания не могла бы выполнить своими силами: главное-это настойчивые оповещения и качественная подготовка документов для судебного взыскания.

Другое дело - стимулирующие акции, которые давно стали фирменным стилем Свердловского филиала сбытовой компании. Например, одна из них - «В Новый год - без долгов» - позволила собрать 84 миллиона рублей. Традиционная весенняя акция «Тают пени», которая позволяет абонентам не платить накопившиеся пени за просроченные коммунальные платежи при условии оплаты всего долга до конца мая, как ожидается, в нынешнем году принесет еще 36 миллионов.

- Все эти мероприятия позволяют нам обоснованно надеяться на то, что к началу следующего осенне-зимнего сезона мы достигнем высокого уровня собираемости, - говорит Георгий Козлов.

МЕЖДУ ТЕМ

Сбытовая компания зарекомендовала себя как активный игрок на областном рынке энергосервиса: в год реализуется порядка 200 проектов в области энергосбережения. В 2017 году общий объем энергосервисных контрактов в сфере электро- и теплоснабжения составлял 500 миллионов рублей, в 2018-м он вырастет до 800 миллионов.

ЦИФРА

742 иска о взыскании дебиторской задолженности за потребленную тепловую энергию на общую сумму 923,3 миллиона рублей подано сбытовиками в Арбитражный суд Свердловской области.